Применение инструментов молекулярной диагностики для прогнозирования риска помогает узнать будет ли химиотерапия снижать вероятность рецидива после лечения онкологии. Так, при раке молочной железы в случае отсутствия избыточной экспрессии HER-2, молекулярные анализы опухолей обычно дают благоприятный прогноз даже без проведения дополнительного лечения химическими препаратами. Это позволяет избежать нежелательных психологических травм и ухудшения физического состояния, которые неминуемо возникают после химиотерапии.
Персонализированная медицина фокусируется на прогнозировании «личного» роста и развития опухолей, которое основано на индивидуальных особенностях больных, а не на общеизвестных фактах о классическом течении заболевания. Поэтому при разработке индивидуального протокола лечения в Израиле учитывается состояние иммунной системы пациента, наличие других болезней, принимаемые им лекарства, а также особенности психологического состояния, экологические, социальные и экономические факторы. Пока сложно собрать все это в единую картину, чтобы правильно систематизировать и выделить эффективные схемы, поэтому врачам приходится действовать, основываясь на своем опыте и знаниях.
Паллиативная терапия как часть персонализированного лечения
В рамках персонализированной медицины в Израиле большое внимание уделяется паллиативной поддерживающей терапии, адаптированной к потребностям конкретного человека. В том году были опубликованы интересные данные по лечению больных с метастатическим раком легкого. Было обнаружено, что у получавших профилактическую паллиативную помощь, продолжительность жизни была выше, чем у тех, кто ее не получал по каким-либо причинам. Пока под вопросом что именно стало причиной такого результата: индивидуальный протокол лечения или что-то еще.
Иммунная терапия для персонализированного лечения онкологии
Иммунологическое лечение – центральная часть персонализированного лечения рака в Израиле. Исследования молекулярных процессов и предпосылок развития онкологии позволили выделить элементы, которые активируют защитные процессы организма, увеличивают шансы на выживание и, возможно, в скором будущем будут помогать с лечением твердых злокачественных новообразований и метастазов.
С тех пор как стала лучше понятна биологическая основа онкологии, появились новые средства для лечения рака, например, Ibilimumab, Pembrolizumab, Nivolumab, и инструменты, созданные на основе иммунной клетки. Использование этих инструментов дало особенно хорошие результаты в борьбе с меланомой и чешуйчатым раком легких.
Сейчас на разных стадиях клинических испытаний находятся препараты для лечения других злокачественных новообразований, которые предназначены для персонального лечения или использования в комплексе с химиотерапией. Несмотря на успехи и надежды, связанные с иммунологическим лечением онкологии, остается еще очень много «белых пятен», которые мешают качественно предсказывать поведение болезни в каждом конкретном случае. Понятно одно: следует и дальше рассматривать не только саму болезнь, но конкретный случай каждого пациента, состояние его тела и души, взаимосвязь между лекарствами и иными заболеваниями, а также учитывать многие другие факторы.